Прямой эфир
Астана
25.77°C
Депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан Болатбек Нажметдинұлы и Нуртай Сабильянов направили депутатский запрос Премьер-министру Олжасу Абаевичу, выразив обеспокоенность предстоящим вступлением в силу статьи 38-2 Закона «Об автомобильном транспорте». Согласно этой норме, с 1 января 2026 года вводится запрет на движение трёхосных самосвалов общей массой свыше 25 тонн. Парламентарии отмечают, что такая мера несёт высокий риск для экономики и социальной стабильности страны, передает Paryz.kz.
В обращении подчёркивается, что в рамках работы над проектом Строительного кодекса в рабочей группе Мажилиса уже была принята поправка об исключении указанной статьи. Однако, несмотря на законодательный процесс, времени до вступления нормы в силу остаётся мало, а возникающие риски продолжают нарастать. Депутаты обращают внимание, что обсуждения в СМИ и социальных сетях демонстрируют крайне негативное отношение общества к запланированному ограничению.
Согласно приведённым данным, запрет затрагивает около 36 500 самосвалов, задействованных в строительстве, дорожных работах, жилищно-коммунальном хозяйстве, в системе вывоза мусора и снега, на объектах ТЭЦ и энергетической инфраструктуры, а также в сферах водо- и газоснабжения, недропользования. Кроме того, техника используется в работе МЧС, МВД, Министерства обороны и акиматов. По мнению депутатов, ограничение доступа этих машин на дороги приведёт к тому, что зимой некому будет вывозить снег, коммунальные службы могут остаться без необходимой техники, а в строительстве и аварийных работах возникнет серьёзный дефицит транспорта. Акиматы, в свою очередь, столкнутся с ограничениями в выполнении задач по благоустройству, содержанию инфраструктуры и реализации государственных заказов.
Отдельное внимание в запросе уделено аграрному сектору. Депутаты сообщают, что норма блокирует доступ к дорогам тысяч фермеров, которые перевозят зерно, хлопок, удобрения, корма и урожай на элеваторы и переработку. При этом подчёркивается, что такая продукция часто имеет объём больше, а массу меньше, чем допустимая максимальная норма, однако фермеры в большинстве своём даже не знают о том, что с 2026 года их работа окажется под запретом. Парламентарии предупреждают, что подобная ситуация станет чрезвычайно болезненным ударом для сельского хозяйства, особенно в период уборки урожая, вплоть до катастрофических последствий.
В обращении также подчёркивается непоследовательность подхода к регулированию. Трёхосное шасси используется не только в самосвалах, но и в бетономешалках, контейнеровозах и автобусах. Депутаты указывают, что технически это один и тот же автомобиль, однако запрет вводится исключительно на самосвалы. При этом подчёркивается, что все такие машины прошли сертификацию, а значительная их часть приобретена в лизинг или кредит. В случае запрета эксплуатации владельцы потеряют доходы, не смогут обслуживать финансовые обязательства и рискуют оказаться в долговой яме. По мнению депутатов, это несёт прямую социальную угрозу, которая способна затронуть сотни тысяч людей.
В целях предотвращения масштабных последствий депутаты просят Премьер-министра представить официальную позицию Правительства относительно отмены или приостановления действия статьи 38-2. Кроме того, парламентарии предлагают до 1 января 2026 года принять решение о временном приостановлении действия нормы внутренним нормативным актом, чтобы избежать паралича ключевых отраслей.