Прямая трансляция

Астана

Астана

25.77°C

Депутат призвал снять барьеры для обновления автобусного парка и усилить контроль за нелегальными перевозчиками

В Министерстве внутренних дел состоялся правительственный час, на котором обсудили состояние безопасности на дорогах и проблемы транспортной отрасли. Депутат Мажилиса Болатбек Алиев рассказал о ключевых вопросах, поднятых на заседании, в своём посте в Facebook.

Депутат призвал снять барьеры для обновления автобусного парка и усилить контроль за нелегальными перевозчиками
Фото: Мажилис РК Фото: Мажилис РК

Он отметил, что глава МВД представил детальный доклад без приукрашиваний, обозначив как достижения, так и болевые точки системы. По мнению депутата, именно на последних необходимо сосредоточить внимание, если страна хочет реальных изменений.

Одной из ключевых тем, по словам Алиева, стало состояние междугороднего и межобластного автобусного парка. Министр внутренних дел справедливо отметил, что значительная часть подвижного состава устарела, а это напрямую влияет на рост аварийности, включая ДТП со смертельным исходом.

Однако, подчеркнул депутат, обновление автопарка фактически заблокировано решением Министерства промышленности и строительства, которое с 1 декабря 2024 года ограничило ввоз бывших в эксплуатации автобусов.

Теперь для ввоза подержанных транспортных средств требуется сертификат от завода-изготовителя или официального представителя марки. Но в Казахстане такие представители не имеют права подтверждать автобусы, уже проданные частными перевозчиками в других странах, например, в Германии или Польше.

«В итоге новые автобусы слишком дорогие, а бывшие в эксплуатации — ввезти невозможно. Парк стареет, аварийность растёт, а государство делает вид, что не понимает взаимосвязь», — написал депутат.

Алиев предложил МВД и Министерству промышленности совместно выработать механизм допуска таких автобусов с обязательной сертификацией, техосмотром и контролем, что, по его мнению, позволит реально обновить парк и повысить безопасность перевозок.

Другой серьёзной проблемой депутат назвал нелегальные пассажирские перевозки, особенно с использованием микроавтобусов Toyota Alphard, Hiace и аналогичных моделей.

По словам Алиева, ежедневно происходят аварии с участием таких машин, которые не зарегистрированы как перевозчики, не имеют страховки и тахографов, а водители работают по 14–20 часов в сутки без отдыха.

«Это прямая дорога к трагедиям», — подчеркнул парламентарий.

Он отметил, что Министерство транспорта не выполняет свои функции администратора отрасли: не проводит сертификацию малых автобусов, не контролирует наличие тахографов, страхование и соблюдение режима труда и отдыха водителей.

При этом, по действующему законодательству, МВД не может останавливать такие машины без видимого нарушения, что создаёт замкнутый круг безответственности.

Алиев сообщил, что передаст министру внутренних дел более тысячи фактов скрытых нарушений, включая номера машин, имена компаний и водителей. Эти данные, по его словам, могут быть использованы административной полицией для реагирования в рамках статей 572 и 797 Кодекса об административных правонарушениях — «Нарушение режима труда и отдыха» и «Запрещение эксплуатации транспортного средства».

Завершая своё выступление, Болатбек Алиев подчеркнул, что каждая дорожная авария — это не просто статистика, а человеческая жизнь, и системные ошибки в управлении транспортной сферой стоят слишком дорого.

«Когда умирают люди на дорогах — не от случайности, а от системных ошибок, — это ответственность всех, кто должен был видеть и предотвратить», — заявил депутат.

Он призвал МВД и Министерство транспорта взять обозначенные вопросы под жёсткий межведомственный контроль, чтобы навести порядок в отрасли, обеспечить прозрачность и повысить ответственность участников дорожного движения.

«Нужен порядок, прозрачность и ответственность — не на бумаге, а на дороге», — резюмировал Болатбек Алиев.