Прямая трансляция

Астана

Астана

25.77°C

В Казахстане предлагают вывести из эксплуатации советские самолеты Як-40

Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Темир Кырыкбаев направил официальный депутатский запрос министру транспорта Нурлану Сауранбаеву с требованием незамедлительно прекратить эксплуатацию советских пассажирских самолетов Як-40 на территории страны, передает Paryz.kz.

В Казахстане предлагают вывести из эксплуатации советские самолеты Як-40
Фото: пресс-служба Мажилиса Парламента РК

В запросе парламентарий отметил, что серийное производство самолетов Як-40 завершилось еще в 1981 году. Таким образом, возраст эксплуатируемых в Казахстане воздушных судов составляет от 44 до 55 лет, что значительно превышает предельный срок службы для региональной авиации, установленный международными нормами (15–20 лет).

По словам депутата, ресурс самолетов полностью исчерпан, а их двигатели АИ-25, разработанные еще в 1960-х годах, более не производятся. Ситуация усугубляется тем, что украинское предприятие «Мотор Сич», ранее обеспечивавшее выпуск и ремонт данных двигателей, прекратило деятельность после разрушений в 2022 году.

«Поддержание летной годности этих самолетов сегодня сопряжено с высоким риском, так как отсутствуют сертифицированные запчасти и возможности для обслуживания», — говорится в депутатском запросе.

Кроме технического износа, Як-40 не соответствуют современным требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO) по уровню шума и выбросов. В связи с этим использование таких самолетов было запрещено в странах Европейского союза еще с 1 апреля 2002 года.

Тем не менее, отметил депутат, в Казахстане Як-40 продолжают использоваться, в том числе в санитарной авиации — для перевозки пациентов, что, по его словам, создает «прямую угрозу жизни и здоровью граждан».

Согласно статье 4 Закона «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», ключевыми задачами государства являются защита жизни и здоровья человека, охрана окружающей среды, а также обеспечение безопасности полетов.

Продолжение эксплуатации устаревших самолетов, подчеркнул Кырыкбаев, противоречит этим целям и наносит ущерб международному имиджу Казахстана как страны, придерживающейся принципов воздушной безопасности.

В связи с этим Темир Кырыкбаев предложил министерству принять срочные меры:
- Немедленно прекратить эксплуатацию самолетов Як-40 на территории Казахстана, особенно в санитарной авиации.
- Подготовить график поэтапного вывода данных воздушных судов из эксплуатации до конца текущего года.
- Разработать государственную программу замены устаревших самолетов современными, соответствующими стандартам ICAO.
- Обеспечить использование безопасных воздушных судов, не создающих угрозу жизни, здоровью граждан и окружающей среде.

Депутат подчеркнул, что решение этой проблемы имеет не только техническое, но и политическое значение. Казахстан, стремящийся укреплять свои позиции в сфере международных авиаперевозок и развивать региональные авиакомпании, должен демонстрировать высокий уровень безопасности и технологичности.

«Продолжение эксплуатации морально и физически устаревших самолетов подрывает доверие к отечественной авиации и может негативно сказаться на международном имидже страны», — отметил Кырыкбаев.