Прямая трансляция

Астана

Астана

25.77°C

Казахстан рискует потерять бизнес и налоги: депутат о слабых местах регуляторной политики

 В Казахстане по поручению Главы государства была внедрена регуляторная политика «с чистого листа», направленная на упрощение ведения бизнеса и отмену избыточных требований. По данным правительства, уже исключено свыше 10 тысяч регуляторных норм, передает Paryz.kz.

Казахстан рискует потерять бизнес и налоги: депутат о слабых местах регуляторной политики
Фото: Paryz.kz

Однако, как отмечают представители бизнес-сообщества и депутаты, реальные результаты реформы пока не ощущаются. Более того, предприниматели сталкиваются с новыми барьерами, что вызывает обеспокоенность по поводу эффективности реализуемых изменений.

Ключевая идея реформы заключалась в снижении административного давления на бизнес и внедрении принципа «один вводится — два отменяются». Однако практика показала, что этот механизм работает формально.

Анализ регуляторного воздействия (АРВ), который должен отсекать избыточные нормы, нередко используется как инструмент для оправдания введения новых требований. В результате количество разрешительных и уведомительных процедур не сокращается, а растёт. При этом отменяемые нормы зачастую несопоставимы по значимости с новыми, и бизнес не получает реального облегчения.

Согласно Предпринимательскому кодексу Республики Казахстан, новые регуляторные инструменты могут вводиться только после одобрения Межведомственной комиссии при Правительстве. Однако эффективность её работы вызывает сомнения.

По словам депутатов, на практике отраслевые министерства оказывают большее влияние, чем установленные процедуры, а коллегиальные механизмы контроля превращаются в формальное согласование заранее подготовленных инициатив. Это приводит к усилению позиций госорганов и квазисектора, а не к защите интересов бизнеса.

Сложная и непредсказуемая регуляторная среда снижает конкурентоспособность Казахстана по сравнению с соседними государствами. Недоверие предпринимателей к государственным институтам усиливается, а цифровизация и трансграничные возможности позволяют бизнесу переносить деятельность в зарубежные юрисдикции.

«Мы не должны допустить оттока предпринимателей и налогов за границу», — подчёркивается в депутатском запросе.

В обращении к премьер-министру Ольжасу Бектенову депутаты предложили:

  • провести комплексную оценку реализации реформы «с чистого листа» и применения принципа «один вводится — два отменяются»;

  • проверить корректность проведения АРВ и соблюдение установленных процедур при подготовке законопроектов и нормативных актов;

  • оценить деятельность Межведомственной комиссии и повысить её независимость;

  • обеспечить участие депутатов Парламента в работе комиссии, чтобы исключить формальный подход;

  • внедрить публичную систему оценки регуляторной политики с привязкой к KPI госорганов;

  • инициировать «Реформу с чистого листа 2.0» с привлечением отраслевых экспертов и международных консультантов, особенно в сферах торговли, услуг, сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и строительства.

Создание комфортного и предсказуемого бизнес-климата депутаты считают стратегическим условием для экономического роста и укрепления доверия предпринимателей к государству. Для этого, по их мнению, необходимо не ограничиваться формальными изменениями, а проводить системные и решительные меры по снижению административной нагрузки на бизнес.