Прямая трансляция

Астана

Астана

25.77°C

9 банков закрываются: Казахстанцы могут подать на возмещение

В данный момент Казахстанский фонд гарантирования депозитов продолжает принимать заявления от вкладчиков, если были обстоятельства, препятствовавшие подаче заявления в срок, передает Paryz.kz, со ссылкой на inbusiness.kz.

9 банков закрываются: Казахстанцы могут подать на возмещение
Фото: iStockphoto.com

В Казахстане процесс принудительной ликвидации проходит 9 банков: "Валют-Транзит Банк", "Казинвестбанк", Delta Bank, Qazaq Banki, Эксимбанк Казахстан, Банк Астаны, Tengri Bank, AsiaCredit Bank и Capital Bank Kazakhstan. Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) завершил выплаты возмещения вкладчикам всех этих банков в 2022 году.

Период выплат по каждому из девяти банков длился от одного года (Capital Bank Kazakhstan) до 15 лет ("Валют-Транзит Банк"). В период выплат 148 тысяч вкладчиков подали заявления и получили возмещение от КФГД на сумму более 113 млрд тенге, что составляет 98% от общей суммы обязательств фонда по гарантируемым депозитам.

"Более 90% сумм возмещения по депозитам выплачивается по заявлениям вкладчиков банка, лишенного лицензии, уже в первые 3–4 месяца. В дальнейшем не востребованными, в основном, могут остаться депозиты с незначительными для клиентов банка остатками или неактивные, так называемые “спящие”, счета, в том числе с остатками менее 1 тенге. Другой случай – если вкладчик не имеет возможности обратиться за возмещением в срок", – отмечают в фонде.

Чтобы обеспечить получение вкладчиками невостребованных сумм возмещения по депозитам, после завершения срока выплат КФГД перечислил их на индивидуальные пенсионные счета депозиторов в ЕНПФ. В результате, более 270 тысяч вкладчиков ликвидируемых банков получили на свои пенсионные счета 830,5 млн тенге.

При этом, несмотря на завершение сроков выплат и перечисление средств на пенсионные счета депозиторов, за вкладчиками ликвидируемых банков, которые пропустили срок выплат, сохраняется право обратиться за возмещением в КФГД при наличии обстоятельств, препятствовавших подаче заявления в срок, или "по уважительным причинам". Их перечень предусмотрен законодательством, это:

  • поступление на воинскую службу,
  • нахождение за границей,
  • принятие, приобретение, открытие наследства,
  • лишение свободы,
  • другие обстоятельства, установленные судом.

Большинство сумм гарантийного возмещения выплачивается в период выплат (98%), поэтому такие обращения носят разовый характер. Так, за три года, прошедших с момента завершения выплат, КФГД выплачено более 60 млн тенге 40 заявителям. На практике, основной причиной обращения за выплатой после срока стали обстоятельства, связанные с приобретением или открытием наследства; среди причин также отмечается нахождение депозитора за пределами Республики Казахстан.

Подробная информация о получении возмещения по гарантируемым депозитам и подаче заявления при наличии обстоятельств, препятствовавших подаче заявления в срок, доступна на сайте Казахстанского фонда гарантирования депозитов. Вкладчики также могут обратиться в колл-центр КФГД 1460 или получить консультацию специалистов КФГД по номерам: +7 (727) 312-24-49 и 312-24-41.