В ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента Республики Казахстан был рассмотрен отчет Высшей аудиторской палаты об эффективности оказания мер государственной поддержки субъектам частного предпринимательства. Тема обсуждения была обозначена как актуальная с точки зрения устойчивого развития экономики, создания новых рабочих мест и открытия новых производств, передает Paryz.kz.
В ходе рассмотрения отчета депутаты задали множество вопросов, касающихся реального эффекта от проводимой Правительством политики по субсидированию бизнеса, ее соответствия заявленным целям, а также того, насколько данные меры отражаются на жизни граждан.
Депутат Мажилиса Тимур Кырыкбаев в ходе обсуждения отдельно остановился на состоянии и работе стабилизационных фондов, подчеркнув, что в данном случае речь идет не только об инструментах поддержки бизнеса, но и о прямой работе государства по сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары.
Стабилизационные фонды были сформированы в 2011–2012 годах как антикризисный механизм. Их создание предусматривало наличие реальных товарных запасов и возможность оперативного выхода на рынок в периоды ценовых колебаний для сглаживания роста цен и защиты покупательской способности граждан. Вместе с тем было отмечено, что по прошествии более десяти лет данный механизм в текущем виде не функционирует так, как это предполагалось изначально.
В отчете Высшей аудиторской палаты указывается на неэффективность участия социально-предпринимательских корпораций в процессах ценовой стабилизации. Несмотря на наличие стабилизационных фондов, цены на базовые продукты продолжают расти. В частности, за год картофель подорожал примерно на 40 процентов, лук — на 20 процентов, что, как отмечалось в ходе обсуждения, свидетельствует об отсутствии внятного прогнозирования и управляемости.
Отдельное внимание было уделено вопросу реализации закупленной продукции. Согласно анализу Агентства по защите и развитию конкуренции, за два года было реализовано лишь около 19 процентов продукции, закупленной за счет бюджетных средств. При этом значительная часть продовольствия, приобретенного начиная с 2021 года, длительное время хранится на складах и не используется для сдерживания цен.
Также было указано, что в ряде случаев закупленная продукция не доходит до прилавков и портится на складах. В качестве примера была приведена ситуация в Кызылординской области, где на складах числятся остатки стабилизационного фонда на сумму около 1,8 миллиарда тенге, при этом складские помещения не приспособлены для длительного хранения продукции, а в социальных магазинах отсутствуют мясо и молочная продукция.
В ходе обсуждения была затронута практика размещения средств, предназначенных для работы стабилизационных фондов, на депозитах. В частности, отмечалось, что в Западно-Казахстанской области социально-предпринимательская корпорация «Акжайык» в течение года держала на депозитах свыше 2 миллиардов тенге. Согласно материалам аудита, подобные случаи имеют место и в других регионах.
В отчете Высшей аудиторской палаты также указывается на нецелесообразность участия социально-предпринимательских корпораций в механизмах стабилизации цен в их текущем виде. Отмечалось, что у самих СПК отсутствует четкое понимание алгоритмов работы со стабилизационными фондами, закупки осуществляются без ясного понимания дальнейших механизмов реализации, а продукция удерживается в ожидании выхода на рынок без последующих действий.
По итогам обсуждения депутатами Мажилиса были даны рекомендации, направленные на изменение сложившейся ситуации. Правительству предложено оценить эффективность социально-предпринимательских корпораций и стабилизационных фондов и пересмотреть модель их функционирования, а также разработать четкие, измеримые и прозрачные алгоритмы работы стабилизационных фондов. Было отмечено, что акиматы должны представить предложения с учетом региональной специфики.
В завершение обсуждения было отмечено, что депутаты Мажилиса намерены и далее держать данный вопрос на контроле, добиваясь реализации парламентских рекомендаций и обеспечения работы стабилизационных фондов в рамках их прямого назначения.